Фрагмент для ознакомления
2
такие меры исправления как строевая, боевая и тактическая подготовка и военное воспитание.
Европейские пенитенциарные правила рекомендуют поддержание контактов с социальными организациями и службами, общественными объединениями и гражданами, использование их потенциала в поддержании необходимого правопорядка в тюрьме, обеспечении разумных потребностей, осужденных во время отбывания наказания, на стадии подготовки к освобождению и после освобождения. Общественное воздействие в соответствии с международными стандартами должно быть таким, чтобы тюрьма действительно воспринималась как территория общественных интересов.
Согласно ч. 2 ст. 43 Уголовного кодекса Российской Федерации характеризует наказание как способ исправления личности.
Уголовно-исполнительные кодексы стран СНГ закрепляют положение о том, что исправление осужденных к лишению свободы осуществляется путем применения средств исправления с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности и поведения осужденного.
Знакомство с содержанием Минимальных стандартных правил обращения с заключенными обнаруживает, что в них термин «средства исправления» отсутствует. Однако в этом документе содержится ряд положений, имеющих прямое отношение к рассматриваемой проблеме. Так, ст. 58 говорит, что по отбывании наказания правонарушитель должен быть готов и способен к правомерному поведению и самостоятельному существованию. Для чего пенитенциарному учреждению предписывается использование всех исправительных, воспитательных, моральных и духовных сил и видов помощи, которыми оно располагает и которые оно считает подходящими, применяя их с учетом потребностей перевоспитания каждого заключенного (ст. 59).
В ст. 65 отмечается, что заключенным необходимо прививать желание подчиняться законам и обеспечивать свое существование после освобождения, в них необходимо укреплять чувство собственного достоинства и ответственности. И для этого, подчеркивается в п. 1 ст. 66, следует применять все подходящие для этого меры: религиозное обслуживание, обучение, профессиональную подготовку, физическое воспитание и укрепление характера, учитывая физические и умственные способности и возможности, темперамент, продолжительность срока и перспективы заключенного после освобождения.
Вполне очевидно, что здесь речь идет именно о средствах исправления, хотя такое понятие и не употребляется. Законодательство стран СНГ развивает и углубляет основные положения Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, что вполне соответствует их духу. В частности, в ст. 1 отмечается, что данные правила не имеют целью подробное описание образцовой системы пенитенциарных заведений, а излагают лишь то, что считается правильным с принципиальной и практической точки зрения в области обращения с заключенными.
Принципиально важными являются положения Процедур эффективного выполнения Минимальных стандартных правил, касающихся обращения с заключенными, закрепляющие, что адаптация правил к своей культуре предполагает внимание к существу, а не букве правил (процедуры 1 и 2).
Из сказанного следует, что закрепление в законодательстве стран СНГ термина «основные средства исправления осужденных» соответствует духу и гуманистическим идеалам Минимальных стандартных правил обращения с заключенными.
К основным средствам исправления законодательство стран СНГ относит: установленный порядок и условия исполнения и отбывания наказания (Армения, Азербайджан, Беларусь, Кыргызстан, Казахстан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан, Украина); социальную, психологическую и правовую работу, проводимую с осужденными (Украина); труд, образование, культурную и иную занятость осужденных (Армения); воспитательную работу (все страны, кроме Армении); общественно полезный труд (все страны); получение основного образования (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Туркменистан); нравственное, правовое, физическое и иное воспитание (Узбекистан); общественное воздействие (все страны, кроме Узбекистана).
В уголовно-исполнительном законодательстве стран СНГ дается понятие режима в исправительном учреждении и раскрываются его основные требования. Так, под режимом в исправительном учреждении понимается установленный законодательством страны порядок исполнения и отбывания наказания, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание определенных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания в зависимости от поведения осужденного.
Уголовно-исполнительные кодексы стран СНГ закрепляют положение о том, что осужденные к лишению свободы обязаны трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений, что соответствует положениям Минимальных стандартных правил обращения с заключенными. Так, из п. 2 ст. 71 следует, что все осужденные обязаны трудиться в соответствии с их физическими и психическими способностями. Работа должна быть полезна (п. 3 ст. 71) и быть такой, чтобы повышать или давать им квалификацию, позволяющую заняться честным трудом после освобождения (п. 4 ст. 71).
Можно отметить, что степень обязанности труда, предусмотренная законодательством стран СНГ, различна. К примеру, УИК Армении указывает, что осужденный по возможности обеспечивается работой или ему предоставляется возможность самому обеспечить себя работой (ст. 85), УИК Туркменистана говорит о том, что осужденные трудятся в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений, УИК Узбекистана определяет, что осужденные привлекаются к труду с учетом их пола, возраста, состояния здоровья, трудоспособности и, по возможности, специальности (ст. 88). Наиболее распространенными в законодательстве стран СНГ являются положения о том, что каждый осужденный обязан трудиться или все осужденные обязаны трудиться.
Законодательством стран СНГ устанавливаются требования к условиям труда осужденных, оплате, дисциплине, ограничения и запросы, касающиеся труда осужденных, и пр.
Статьи 77-78 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными предусматривают обучение заключенных, которое должно соответствовать действующей в стране системе образования. Это положение находит отражение в уголовно-исполнительном законодательстве всех стран СНГ, предусматривающем как общее, так и профессиональное образование.
Ряд положений уголовно-исполнительного законодательства стран СНГ относится к вопросам содержания и организации воспитательной работы с осужденными. В законодательстве большинства стран СНГ имеются самостоятельные главы, посвященные этому.
При этом уголовно-исполнительные кодексы Беларуси (гл. 14), Казахстана (гл. 15), Кыргызстана (гл. 13), Таджикистана (гл. 13), России (гл. 15) устанавливают порядок осуществления воспитательного воздействия на осужденных посредством воспитательной работы, участия в ней попечительских советов, общественных воспитателей, самодеятельных организаций осужденных, получения образования осужденными, применения мер поощрения и взыскания.
УИК Казахстана (ст. 106), Кыргызстана (ст. 82), Таджикистана (ст. 115) определяют основные направления (нравственное, правовое, трудовое, физическое воспитание), а также формы и методы воспитательной работы с осужденными (индивидуальные, групповые, массовые), а УИК Украины (ст. 124) - основные направления, формы и методы воспитательной социальной работы с осужденными. Основные формы и методы воспитательной работы с осужденными предусмотрены в законодательстве Азербайджана (ст. 102 - только формы), России (ст. 110), Туркменистана (ст. 83), Узбекистана (ч. 3 ст. 97). В УИК Украины дается понятие и раскрывается содержание воспитательного влияния на осужденных (гл. 19).
Уголовно-исполнительное законодательство стран СНГ закрепляет положения о религиозно-нравственном воспитании осужденных.
Стоит отметить, что в целом в странах СНГ значимых различий в понимании сущности и содержания основных средств исправления осужденных нет. Различия состоят лишь в способе и редакционных манерах изложения основных положений.
Необходимо подчеркнуть, что проведенный анализ позволяет сделать вывод о соответствии действующего уголовно-исполнительного законодательства стран СНГ Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными.